Художественное произведение
С точки зрения теории коммуникации любое художественное произведение является сообщением на языке искусства, но в таком определении ничего не говорится о том, что представляет собой язык искусства, и чем сообщение на нем отличается от всех остальных видов коммуникации, имеющихся в обществе. Поэтому необходимо внести указания, отмечающие его особенности.
Главное заключается в том, что если в обычных видах коммуникации внимание адресата направлено только на сообщение (язык воспринимается автоматически), то в художественной коммуникации то, что относится к плану языка, или плану выражения, тоже приобретает значение. «В момент восприятия художественного текста, пишет Лотман, мы склонны ощущать и многие аспекты его языка в качестве сообщения формальные элементы семантизируются». Это значит, что художественный текст обладает многоплановостью; одни и те же части текста оказываются сегментированными по разным признакам, входящими в различные смысловые контексты, прочитываются с помощью различных кодов.
Вышесказанное можно пояснить на примере взаимодействия синтагматической и парадигматической осей художественного сообщения. При порождении любого сообщения в сознании его автора происходит двоякий процесс: с одной стороны, он выбирает из хранящихся в памяти нужные для создания сообщения знаки, с другой кодирует отобранные знаки по правилам, общим для него и его адресата. Первый процесс осуществляется на парадигматической оси, второй на синтагматической.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.