Греческий термин
То же самое можно сказать о скульптуре и живописи. Если в музыке оригинал естественное пение, а подражание ему оперное, то для изобразительных искусств предметом воспроизведения (Чернышевский предложил заменить греческий термин «мимесис», переводимый обычно как подражание, словом «воспроизведение») является сама жизнь. В жизни человека гораздо больше пластики и живописности, чем в статуях и картинах. Сколько разнообразных оттенков чувств являет живое человеческое лицо! Никакой художник не в состоянии их передать, чтобы не огрубить и не потерять большую часть из них. Человеческие руки грубы, считает диссертант, и, сравнивая то, что ими произведено, с природой, мы не удержимся от оценки: «топорная работа». Таково настоящее имя всех пластических искусств при сравнении их с природой!
Обращаясь к поэзии, искусству, пользующемуся словами, Чернышевский просит заметить, что слово есть не более как бледный, общий, неопределенный намек на обозначаемый им предмет. Правда, в словах содержится обобщение. Отсюда проистекает уверенность в том, что поэзия способна обобщать индивидуальные характеры людей, встречаемых в жизни, создавая из них типы и типические образы. Но спросим: а разве в жизни не встречаются человеческие типы и типические характеры? Вспомните круг знакомых вам людей, и, как бы ни был он тесен, всегда найдется в нем несколько истинно типических личностей. А реальные люди, ставшие историческими личностями, разве каждый из них не являл собой тип полководца, мудрого правителя, мыслителя? Это настолько очевидно, что даже не требует доказательств!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.