Феноменологическая теория
Суть замечаний, высказанных Лосевым в адрес феноменологической теории Гуссерля, заключается в том, что основатель феноменологии ограничился изучением статических смысловых структур, а динамический аспект, процессуальность, был им упущен. Преимущество диалектического метода русский философ видит в том, что он позволяет вскрыть процессы порождения статических структур, их переходы и функции. При этом Лосев вносит коррективы и в традиционное диалектическое учение. Классическая диалектика оперировала триадами, а ее реформатор предлагает заменить триады тетрактидами. Четвертым моментом в диалектическом рассмотрении смысловой структуры у него становится факт, действительность, вбирающая в себя весь триадный процесс ее порождения. Таким образом, рассмотренный логический процесс диалектического движения заканчивается выходом к действительности, в чем философ находит преодоление абстрактности традиционной диалектики.
Теперь можно перейти к рассмотрению того, какое приложение находят обозначенные принципы диалектики в искусстве. В главной работе Лосева по философской эстетике, «Диалектика художественной формы», изданной в 1927 году почти одновременно с другими его исследованиями по диалектике, давался логический анализ художественных структур. Автор сразу же предупреждал, что он представляет на рассмотрение научной общественности только первую часть исследования, в котором рассматривается исключительно логическая, т. е. смысловая, организация художественного произведения, и обещал продолжить работу, чтобы дополнить логический анализ искусства исследованием его реального социального бытия. Формально говоря, такой работы по эстетике Лосевым не было написано, но если взять в сумме огромное количество его трудов, как по общим вопросам эстетики, так и по проблемам отдельных видов искусства, прежде всего музыке и литературе, написанных на протяжении жизни, то заявленное обещание можно считать выполненным.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.