Неокантианская эстетика
Неокантианская эстетика не доходила до таких крайних выводов. Но здесь нельзя забывать, что кроме немецкой философии у А. Белого был еще другой источник, задававший направление его мысли, теургия В. Соловьева. И теперь, с воодушевлением заявляет А. Белый, принцип теургии, выдвинутый последователем неоплатонизма, подтвердился идеями новейшей философии! (Все же надо заметить, что убеждение Белого в возможности синтеза идей Соловьева с философией, которой он был предельно чужд кантианством и неокантианством кажется натянутым.)
А. Белый развивает учение о двух типах творчества, близкое по определяющим моментам к подобной же теории Вяч. Иванова. Классический тип творчества ориентирован на внешнюю действительность, он вызывает переживания, отливающиеся в содержательные формы. Другой тип романтический, он возникает тогда, когда сознание художника создает мир призраков, из которых затем формируется образ. Набрасывая перспективу развития искусства в будущем, Белый мечтает о творчестве жизни, в котором классическое и романтическое искусства должны объединиться в третью форму, неизвестную ранее. Художник сам становится собственной формой, его творчество сливается с его жизнью, и жизнь должна стать художественной. «Здесь происходит пресуществление искусства в религию жизни», заявляет «младо символист» в полном согласии с его духовным учителем Владимиром Соловьевым.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.