Познание действительности
В таком случае искусство, как образное познание действительности, отличается от научного лишь формой подачи своего материала. Именно так и формулирует теперь сущность искусства Белинский: «видят, что искусство и наука не одно и то же, а не видят, что их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ говорит силлогизмами, поэт образами. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой картинами» Таким образом, здесь утверждается, что сущность искусства заключена в познании. Учение о познавательной сущности искусства, фундамент которого заложил Белинский, надолго вошло в русскую эстетику и критику, включая марксистскую.
Но искусство, продолжает Белинский свою мысль, не просто познание жизни, оно представляет собой служение обществу, и отбирать у него эту миссию значит «делать его предметом какогото сибаритского наслаждения, игрушкой праздных ленивцев». Поэтому художественное начало в произведении должно быть подчинено общественному. При всем том у Белинского оставалось убеждение, что общественнопозна вательной силой обладают только талантливые произведения. Если у вас нет поэтического таланта, предупреждал критик, ваши «списки с натуры» станут не правдивыми картинами жизни, а всего лишь риторическими упражнениями. Следовательно, для него художественная сторона произведения еще сохраняла свою ценность.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.