Языковая описательность
Бритаев отлично владеет всеми стилистическими возможностями народного красноречия. Им пользуются не только его положительные герои, но и их противники. Самые острые спорыпоединки в драмах ведутся как бы одним оружием, но в защиту противоположных интересов. И победа остается не за искусством словесного турнира, в этом ни одна сторона не уступает другой, а за поборником правды.
Языковая описательность, информационность допустима только в монологах. В диалогах Бритаев стремится к предельной выразительности. Здесь широко применяет он приемы устной речи, пропуски союзных слов и глаголов, стяженные формы слов. Краткость и емкость реплики непременный закон в. языке драм Бритаева. Сталкиваются давние враги, давние и непримиримые противоречия. Все продумано давно, каждый защищает свою глубоко осознанную правду или корыстный интерес. Поэтому здесь нет размышлений вслух, формирования мыслей перед зрителем, ясность и осознанность позиции (правды или корысти) дает возможность каждому из персонажей кратко, выразительно формулировать свои возражения и тезисы. Живой процесс рождения мысли из противоречивых настроений, предположений, неясных ситуаций наблюдается только в монологах, когда герои остаются один на один со своей совестью и судьбой, перед неясной еще ситуацией. Но на встречу с врагами идут уже собранными, готовыми к бою.
Драмы Бритаева самые скупые на слово во всей осетинской драматургии. Но они на сцене занимают нисколько не меньше времени, чем щедрые на слово пьесы. В драмах Бритаева исключительно важна пауза, не допускающая сценической скороговорки. Рассчитывая только на самодеятельность, Бритаев сопровождает свои пьесы как бы режиссерскими ремарками. И среди них первое место занимает «пауза». Иначе говоря, он сам определяет ритм всего спектакля и каждой отдельной сцены и даже реплики. И если в лирических сценах пауза подчеркивает сдержанность в проявлении чувств, конфузливость непривычных к объяснениям горцев и горянок, то в патетических сценах она располагает к степенной аргумен тациии в. силу важности данной ситуации. Все это полностью соответствует этике горского крестьянства, осуждающей суетливость как в речи, так и в жестах.
Самое лучшее в осетинской драматургии по сей день тесно связано с традициями Бритаева, в том числе и язык и стиль осетинского театра.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.