Идеал человеческой личности
Таков идеал человеческой личности и человеческого общежития в понимании Хоха Тладтова. Судя по этим рассказам, он был далек от исторического понимания общественных явлений, истоки общественных неурядиц видел в злой воле человека. Отсюда следует его апелляция к нравственному усовершенствованию и просвещению людей.
В рассказе «Сон» Тладтов резко нападает на пьесу своего современника Бритаева («Лучше смерть, чем позор»), видя б ней кровавую картину безобразной действительности, а следовательно и ее пропаганду. Свое пониманиеназначения искусства слова он излагает так: «Дать картинД добрых нравов» («Хорз агъдауы ныв раттын»).
С этой позиции он и рисует картину «добрых нравов» будущего общества и идеал человека будущего. Исходя из такого понимания назначения искусства, он и выполнил свою писательскую миссию изложил свои идеальные представления о Человеке и человеческом общежитии. Поскольку изображение неприглядной реальной действительности он считал делом не только лишним, но и вредным для общественных нравов, то ему ничего не оставалось, как умолкнуть навсегда, ибо идеалы свои уже изложил, хоть общества этим и не исправил.
Таким образом, как ни важны для понимания осетинского» литературного процесса газетножурнальные публикации отдельных энтузиастов, рассказы Коцоева и Тладтова, все же центральное место у истоков осетинской прозы занимают произведения Гадиева Сека.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.