Богатые люди
В сказке «Лиса Хаджи» хитроумная лиса заманила в свою нору наивных петуха, сокола и удода якобы в Каабу. Однако удод перехитрил лису и привел к лисе вместо обещанных гусей, уток и индюков, пастушью овчарку. Лиса была растерзана.
Беднякправдоискатель долго не находил справедливого человека. Уастырджи и Уацилла, наиболее почитаемые в осетинском сонме богов, были отвергнуты как несправедливые к беднякам, корыстные небожители. Богатые же люди вообще не признаются бедняком, ибо они спесивые и надменные тунеядцы. Самой справедливой оказалась смерть, так как она, не щадит никого: ни бедного, ни богатого, ни храброго, ни трусливого, ни нищего, ни царя. В урочный час отправляет каждого в страну мертвых.
В осетинском фольклоре не мало произведений о женской глупости и непостоянстве. Сека же отбирает произведения, в которых женщина признается неоценимым другом мужчины.
Три брата попросили у Уастырджи земных благ: один землю, другой скот, а третий добрую жену. Двое из братьев добились богатства, но не счастья. Третий зажил счастливо с умной, доброй и заботливой женой.
В сказке «Чертова узда» основная мысль сводится к тому, •что человеку не подобает становиться рабом вещей, имущества, надевать на себя «чертову узду».
Аналогична и мысль", вытекающая из притчи «Как богатство порождает гордыню». Бедняккаменщик, добрый и гостеприимный, разбогатев, возгордился, превратился в раба своей собственности, стал презирать бедных и нуждавшихся. Развращающее влияние богатства, а, следовательно, и власти одних над другими, на характер человека писатель неоднократно обличал и в ряде других произведений.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.