Шелковистый мятлик
Воздух оглашался пением и щебетом птиц, перекликающихся между собою, призывающих друг друга к радости, к жизни. Все ожило, сердце каждой твари забилось тревожней в ожидании любви»9.
А вот как изображен весенний день в «Арагвинском алда ре Эриставе Нугзаре»: «Ясный солнечный день. Солнце обняло землю теплыми лучами. Синие скалы отливали серебром. На лугах легкий ветерок волновал шелковистый мятлик. Аромат чудесных цветов бодрил человеческое сердце. Пенье весенних птиц навевало смутные надежды на изнывавшее в горе сердце народа. Восточный ветер крепчал, и деревья мягко подпевали ему. Арагва растянулась серебряной тесьмой, волна нагоняла волну и бросалась брызгами на вечные утесы, словно и она проснулась от тяжелого сна. Словом, встрепенулась земля, готовясь к чемуто».
Эти пейзажи, безусловно, объединяет их одухотворенность и пышная декоративность письма. Разница в эмоциональной тональности вызвана тем, что в повести Казбеги это описание t90 является как бы увертюрой к перипетиям любви Онисе, которая вспыхнет с новой силой после долгой разлуки с Дзидзией. В та ураге же Сека весенний пейзаж предваряет радость народного возмездия озверевшему феодалу.
В предисловии к цитированной книге Бесо Жгенти совершенно справедливо отмечает, что произведения Казбеги отличаются «напряженными и усложненными ситуациями», что «в них. действие развивается со все возрастающей стремительностью и динамичностью», что «всякая неожиданность у Казбеги доведена до типической убедительности». Именно этими же чертами отличается сюжет в произведениях Сека, как это видно из анализа ряда его рассказов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.