Развитие сюжета
Когда ростовщик обещал ему дать деньги в долг и Ахмат попросил продлить ему срок выплаты, «Пиран повернулся к нему спиной и заревел». Получив взятку, он деньги не положил, а сунул в карман. Наконец, когда Пиран фальшиво доказывает Ахмату, что его деньги истрачены, хотя Дауита умер в тюрьме и никаких расходов не нужнЬ было уже нести за его освобождение, автор прибегает к прямой завершающей оценке: «Разве можно вырвать из вольчей пасти кусок мяса! » Композиционно рассказ построен очень четко. Чтобы не нарушать стремительного развития сюжета, Сека никогда не.58 пользуется авторскими отступлениями. В некоторых его рассказах вводные новеллы создают лишь кажущийся разрыв в цепи описываемых событий. Эти новеллы, как правило, сами являются яркими аналогиями к основному сюжету и создают дополнительную систему доказательств основной мысли произведения.
Сека преимущественно рассказывает, поэтому экспозицию основных событий он сообщает коротко, а затем переходит к изображению судеб своих персонажей. Он не знает разбивки произведения на составные композиционные единицы главы. Но расставляет на стыках основных событий в цепи сюжета своего рода зачины и заключения. Эти зачины в афористической форме обобщают смысл последующих происшествий. Заключения выполняют такую же функцию или являются своего рода вехами, отмечающими конец одного и начало другого события.
В «Айсса» почти все события обрамлены именно такими зачинами и заключениями. Рассказ о том, как женился Ахмат на Айссе, предварен афоризмомпословицей: «Люди сторонятся сирот, а счастье к ним близко не подходит». Последующее повествование как бы опровергает эту мысль, но лишь потому, что Айсса почти такая же сирота, как и Ахмат. А сироте нет смысла избегать сироту.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.