Место в басенном творчестве
Значительное место в басенном творчестве Сека в предреволюционные годы, да и в последующее время, занимают басни, в которых поэт воспевает силу человеческого разума. В баснях «Человек, Великан и Лисица», «Тигр, Кошка и Человек», «Лев» грубую физическую силу побеждает сила разума. Великан, напуганный Лисицей, трусливо бежит от человека, у него не хватает ума проверить рассказни Лисицы о непомерной силе человека. Тигр, решившись помериться силой с Человеком, кладет лапы в расщеп бревна, и человек убивает его. Одряхлевший Лев, будучи не в силах охотиться, притворился больным. Звери навещали его в берлоге, откуда никому из них не удавалось 38 возвратиться: Лев поедал их. Только Лисица спаслась благодаря своей сообразительности.
Традиция восхваления разума и мудрости сложилась, конечно, в народном творчестве. Предпочтение высоко развитого интеллекта физической силе одна из основных идейных линий осетинского народного эпоса. Многие памятники других жанров осетинского фольклора также посвящены этой проблеме. Один из таких памятников с блестящим мастерством был обработан Коста (словесный поединок между пастухом и великаном в балладе «Пастух»). Сека Гадиев продолжал, собственно, традицию народного творчества и Хетагурова.
Все остальные басни, вошедшие в «Ирон Фиййау» посвящены вопросам общечеловеческой морали. Хитрость, обман, как бы •изощренны они ни были, в конце концов будут наказаны такую мысль содержит басня «Лиса». Осуждению хвастливости, спеси, глупости посвящены басни «Свинья и Овца», «Котелок и вилка», «Царь лягушек», «Еж» и др.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.