Художественная публицистика
Рассказ «Азау» отличается от «Айссы» и тем, что в нем (в первом варианте) автор дает широкое пейзажное вступление, подобное пейзажным наброскам, которые так характерны для его художественной публицистики. Как психологию, чувства и переживания, так и пейзаж Сека рисует крупно, обобщенно, хотя и развернуто.
В композиционной структуре произведения мы видим те же приемы, на которых подробно остановились при анализе «Айс сы». Публицистическая тема в этом рассказе выразилась в том, что, вопервых, Сека характеризует появление русских на Кавказе как момент положительный, внесший в горскую среду успокоение от межобщинных раздоров, смягчивший отчужденность: между народами Кавказа. Вовторых, писатель явно стремится подсказать мысль: надо отказаться от жестоких догм патриархальной этики (калым, обычай отчуждения, «изгнания» людей с родных мест и т. д.).
К вопросам, поставленным в рассказе «Азау», писатель возвращается почти во всех последующих произведениях. Он неоднократно обращался к изображению трагической доли бедных тружеников, «одиноких», в системе патриархальных отношений, по особенно безысходной бедняцкая доля стала во времена, когда к устаревшим догмам патриархальной этики прибавились "безнравственные и бесчеловечные законы наживы, власти денег, •социального и национального господства. Трагическую судьбу «одиноких» именно в таком фокусе всех противоречий кавказской действительности второй половины XIX в. и показывает писатель в третьем своем рассказе «Залда».
В сюжете «Залда» многое аналогично с «Азау». Два соседа Кудзан и Курдан договорились поженить своих детей Залду и Кази. Но стражнику алдара, развращенному Зарбегу, приглянулась Залда, и он решил большим калымом купить ее.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.