Революционное содержание
До последнего времени все, писавшие о Бритаеве, признавали в трагедии революционное содержание, направленное против царизма. В 1924 году А. Тибилов писал: «Подъем национально патриотического настроения осетинских масс, возбужденный особенно революционным движением 1905 года, Бритаев вопро извел в своей исторической драме «Хазби». Едва пробившуюся в сознание этих масс неясную идею национального единства и не кристаллизованный еще протест против гнетущего самодержавного правопорядка Бритаев, сам пламенный революционер, облек в боевой пафос народного песенного героя. Хазби, вождь небольшого горного клана, отлично сознает, что движение медленных, как тучи, войск белого царя к горам Кавказа несет его народу лишение свободы и цепи порабощения. Он решил дорого продать свою свободу и деятельно готовится к встрече с врагом. Борьба со страшным противником не кажется ему безнадежной, потому что он надеется поднять против русского нашествия весь осетинский народ. Но Хазби не удалось зажечь пожаром восстания соседние горные ущелья, потому что даже перед лицом общего врага у тех не оказалось понимания единства национальных интересов. Окруженный кольцом русских войск, Хазби один со своими немногими храбрецами погибает геройской смертью. Умирая, он завещает своему народу не погасить в себе огня непримиримой вражды к игу царского самодержавия.
Трудно представить, каким громовым гулом пронеслось по всей Осетии появление на осетинской сцене «Хазби» Бритаева. Призывные речи Хазби зажгли революционным энтузиазмом осетинские народные массы и подготовили почву для той революционной активности, которая характерна для осетинского народа в эпоху великого восстания русских рабочих и крестьян».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.