Клич доходит и до мертвых
Клич доходит и до мертвых, и если спрячешься, То ходи в женском платке до скончанья веков!.. Осетия бедная! Перед пришельцем-алдаром Неужто ты думаешь без тревоги смириться? Пришельцу-насильнику, может когда-то доверчиво Вручила свою волю, надеясь найти у него правду? Мой друг, мой любимый! Умри от раскаяния, Если ты согласишься быть рабом пришельца-алдара! Коста глубоко верил, в силу народа. Если он поднимется, то «перед силой народа вздрогнут и скалы», — говорит поэт в песне «Додой» и зовет к боям «за правду и свет» в «Походной песне». «Походная песня», кстати, написана под сильным влиянием одной из песен Гриши Добросклонова (глава «Доброе время — добрые песни»). Нет вождя, нет единства в народе, нет организованного протеста. Отсутствие революционных действий народных масс, отсутствие организующей и руководящей силы, способной повести в «поход» со «знаменем народа», на котором начертаны лозунги «За правду», «За свет», приводило поэта к тоске по революционности, как и русских революционных демократов. Еще Некрасов звал «менее терпеть», и страстно ждал, когда же «грянет буря» и расплещет «чашу вселенского горя». Но далеко было пока до «бури». Это обстоятельство не могло не вызывать благородную тоску по «буре» (кстати, образ бури нередко появлялся в русских стихах Коста). В стихотворении «Раздумье» поэт прямо называет причину своей тоски: Мои мысли, мои стремления Не разделяет младший, Младший за мною Не идет на битву. За счастье страны Не льется моя кровь, Ношу, как ярмо, Эпоху рабства! (подстрочник).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.