Кабардинцы
Кабардинцы менее, чем осетины подвергались влиянию новых отношений, поэтому последние живут счастливее. Такие выводы не редки в статье Ардасенова, и Коста не принимает именно подобную оценку прошлого и осетина в прошлом. Вторым вопросом полемики Коста с Ардасеновым была оценка культуры горца и средств ликвидации отрицательных ее сторон. По мнению Ардасенова, «лицом к лицу с новыми требованиями и новыми условиями жизни горская культура оказывается несостоятельною, горцы — неподготовленными». В общей форме это положение верно, но из всей логики размышлений автора ясно, что он слишком прямолинейно сводит развитие духовной культуры к развитию экономических: отношений и материальных условий жизни. Экономика прошлого несостоятельна перед лицом новой цивилизации, следовательно и вся культура, выработанная веками в условиях: прошлого, несостоятельна — такова концепция Ардасенова. С такой мыслью Коста, конечно, не мог согласиться, ибо он считал, что некоторые стороны культуры прошлого должны быть сохранены и в будущем. Ардасенов весь духовный облик горца пытался объяснить чисто экономическими факторами, в его рассуждениях мировоззрение, психический склад горца непосредственно вытекают из экономических условий жизни. Он упускает из виду сословные отношения, сословную рознь, а Коста именно этот фактор считал связующим звеном между мировоззрением, духовной культурой горца и экономическими условиями жизни.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.