Но, что более важно

Но, что более важно, очерк многое раскрывает в социологических и художественных принципах поэта. Очерк вводит нас в мир его политических, исторических и художнических, «человековедческих» (Горький) интересов, а это уже область творческой биографии поэта. Интересна в этом отношении сама композиция очерка, его «сюжетное» развитие. Начинается очерк с общей оценки эпохи «Особа» (периода до присоединения Осетии к России). Это прямая аналогия с началом поэмы «Плачущая скала» и не только по форме, но и по содержанию. Затем идет анализ экономической жизни и сословной структуры общества (поселения, сословная рознь, жилище и утварь, пища, хозяйство). Дальше начинается «человековедение»: детство и юность горца (горянки), его эстетический обиход (танцы, песни, сказки, игры), семейная жизнь и общественное положение, обычное право и сословно-экономическая основа устанавливаемых им норм; поверья и религиозные предрассудки и их социально-экономическая обусловленность. Наконец, последний вопрос — соотношение норм судопроизводства, установленного на Кавказе царской администрацией, с обычаями, нравами и со всем духовным обликом горцев. Таким образом, уже из самой структуры очерка, из его «сюжетных» элементов вырисовывается идейно-политическая и художественная направленность его к современности, к насущным интересам борьбы против пережитков патриархально-феодального прошлого и политики царизма на Кавказе. В переходный период, когда процесс капиталистического разития и падения патриархально-феодальной экономики, культуры и отношений между людьми остро ставили перед патриархальным крестьянством вопрос о том, что же будет дальше и что делать, — проблема оценки недавнего, еще не забытого прошлого была чрезвычайно важной в идеологической жизни горцев.

Добавить комментарий