В статье Л. П. Семенова
В статье Л. П. Семенова «Лермонтов и Коста» тщательно собраны все строки и фразеологические единицы, имеющие сходство с леомон- товскими строками. Действительно, можно у Коста найти немало художественных деталей и фраз, сходных с пушкинскими и лермонтовскими, Коста Хетагуров был воспитан на поэзии русских классиков, и было бы странно, если бы мы не обнаружили в произведениях, в которых Коста на русском языке разрабатывает тему Кавказа, следов внимательного изучения поэтом своих прямых предшественников. Однако главное заключается как раз не в этих фразеологических совпадениях. Они могут быть в произведениях совершенно различного идейно-художественного содержания. Коста из произведений Пушкина и Лермонтова о Кавказе усвоил прежде всего некоторые важные черты их подхода к изображению жизни, быта, национального характера горце и природы Кавказа. Мы уже говорили о том, что в поэме «Фатима» Коста развивает дальше ту проблему борьбы двух мировоззрений, отживших адатов с гуманизмом народа, которую наметил в поэме «Тезит» Пушкин. Горянка в произведениях Пушкина и Лермонтова, как и у Коста, всегда выступает носительницей гуманности в горской среде, хотя она и самая угнетенная личность в системе патриархально-феодальных традиций и обычаев. Нельзя не заметить и другой линии традиций Пушкина и Лермонтова, линии разоблачения эгоизма как антигуманистического явления. Так называемый романтический герой — с более или менее устойчивым комплексом черт характера, в основе которого лежит эгоизм, — бьиг показан и осужден как Пушкиным, так и Лермонтовым.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.