Ты не чеченец,
Ты не чеченец, ты старуха, Ты раб, ты трус, ты армянин. Наиб свою власть обосновывает не только на грубой. Его права прочно покоятся на святых законах Магомета, на адатах родины. Подобно Гасубу, Наиб посылает своего последнего сына против гяуров и остается один, «разбита вся его опора». Но он Наиб, это его долг! Наиб усвоил не только святость законов Магомета, но и феодально-мусульманское красноречие. В этом он резко отличается от Гасуба. Речь Наиба цветиста, вкрадчиво-льстива, риторична. Добиваясь от дочери согласия выйти замуж, он особенно красноречив. Он хочет вызвать к себе участие, жалость, поэтому ссылается, во-первых, на свою старость, во-вторых, на одиночество, после гибели Джамбулата. Наиб призывает себе на помощь авторитет адатов и святость законов Магомета, подтверждая ими правильность своего предложения. Наконец, Наиб делает вид, что, собственно, он не только не проявляет своеволия отца и не оскорбляет человеческого достоинства дочери, но, напротив, делает все для того, чтобы облегчить ее участь: «Мои слова — не брань угрозы А скорбь о возрасте твоем «Клянусь вот этой сединою, Клянусь величием творца, Что я живу теперь одною Мечтой о счастии твоем. В поэмах Коста речевая характеристика персонажей всегда играет большую роль. И в этом нельзя не видеть известной «драматичности» его поэтических произведений, легко поддающихся инсценировке. Причем, рисуя образы представителей знати, Коста придает их речи подчеркнуто пышную, цветистую форму.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.