Наиба и Джамбулата
Это, прежде всего, — постановка вопроса о социальных судьбах кавказских горцев в так называемый переходный период, анализ и оценка тех изменений в общественной жизни, быту и мировоззрении горцев, которые произошли в пореформенное время. «Фатима» — это начало глубоких раздумий поэта над прошлым родного народа. В ней Коста впервые обратился к теме Кавказа, которая в русской литературе освещалась многими писателями, но с разных идейно-эстетических и политических позиций. Характерно, что Коста, осмысляя предшествующие традиции, твердо решил противопоставить романтической трактовке жизни и характера горца реалистическое изображение будней горской бедноты. Вторая же часть — это основной текст поэмы, повествование о судьбах Фатимы, Ибрагима, Наиба и Джамбулата. Полемическая установка такой композиции проглядывает аз первых же строках поэмы: Неприветливо смотрит суровый Кавказ, Не баюкает сладко он взоры, Но заглянем, читатель, поглубже, хоть раз В его мрачные, дикие горы. Яркое представление о полемике Коста Хетагурова «пернатыми певцами», с идейно-эстетической позицией представителей «чистого искусства» дает первая часть IV главы поэмы. Поэт, видимо, из желания дать бой «пернатым певцам» на их же «территории», не дает никаких картин социальных бедствий. Он просто описывает грозу. Всего лишь пейзажный этюд, выдержанный в духе некрасовских описаний погоды. В горах разразилась гроза.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.