Белинским и Некрасовым
Такие поэты еще Белинским и Некрасовым были окрещены ироническим прозвищем «певчие птицы». Этот термин подхватил и Коста («пернатый певец»). Употребляя его в полемических целях против поборников так называемого «чистого искусства». Однако, если в комедии «Дуня» Коста создает шаржированный образ такого поэта, высмеивает его представления о взаимоотношениях поэта и народа, об образе поэта и назначении его искусства, то в поэме «Фатима» (первый вариант) Коста обличает его отношение к жизни народа, лживость его искусства, тенденцию отгораживать искусство от правды народной жизни. Именно в этом смысле поэма «Фатима» вплотную примыкает к петербургскому циклу произведений поэта. Она является переходным этапом в творческом развитии поэта. В ней обнаруживаются многие из тех проблем, которые волновали поэта в петербургский период, и в то же время ставится круг новых вопросов, возникших в процессе осмысления поэтом кавказской действительности той поры (80-е годы). Вот почему эту поэму можно отнести и к петербургскому периоду творчества поэта. Но, поскольку в ней подняты многие вопросы, нядолго приковавшие к себе внимание поэта в полседующий период его творчества, будет вернее разбирать поэму в кругу произведений, написанных им уже по возвращении.на Родину (после 1885 г.). В жизни и творчестве Коста Хетагурова годы пребывания в столице России несомненно сыграли громадную роль. Мы назвали их годами идейно-художественных поисков поэта, периодом формирования его мировоззрения и творческого метода, временем становления его индивидуального поэтического стиля.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.