Слепоту ниспославший бог
«Слепоту ниспославший» бог дал ему взамен — «сердечную память» и «счастье слова». Этим вступлением из двух строф (в одной — жалоба певца, в другой — возражение, антитеза) ограничивается вмешательство поэта. Кубалов «представил» певца слушателям и далее все повествование ведет Бибо. В первом эпизоде — плач вдовы Госама над колыбелью сына. Плач — рассказ, плач — наставление, плач — завещание. Госама рассказывает сыну Хасане о том, что его отца убили Мулдаровы — «спесивый, гордый род». Убили беспричинно, на охоте. Убили из удали, сознавая безнаказанность. Мулдаровы — многочисленный род, отец Хасаны ступиться. Люди похоронили Соламана, но нет мстителя среди них: месть за представителя- другого рода — вне родовой этики. Один из Мулдаровых — Кудайнат, «усердно ходивший ио- чужим женам», попытался приневолить к сожительству вдову в трауре, но, получив кинжальную рану от Госамы, удалился. Смерть отца и унижение матери — за это призван отомстить сын Хасана. В этом смысл рассказа и завещания Госамы. Собственно, здесь нет повествования, все выдержано в духе народных причитаний — лексика, фразеология, повторы. Горестный рассказ прерывается то проклятиями убийцам мужа, то ласковыми обращениями к сыну в колыбели, то вновь проклятиями — на этот раз сыну, если он не отомстит Мул- даровым. Неотомщенное горе, боль и слезы, проклятия и материнская нежность — все в одном потоке, в одном стилистическом сплаве — создают тот лиризм, который покорил Кубалова в певческом и сказительском таланте Бибо.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.