Понимание этой противоречивости
Понимание этой противоречивости и его поэтическое выражение — миссия деятелей пореформенного периода осетинской культуры, следующего этапа в развитии национального самосознания, когда единство и противоречивость национального и классового получат определенное выражение в общественной и художественной мысли осетин. Для Мамсурова национальное единство остается понятием, лишенным внутренней противоречивости. Патриархальный мир с его этикой и эстетикой остался для него единым и идеальным критерием при оценке человека и общественных явлений. И в этом отношении он целиком остается в рамках дореформенного национального самосознания осетин. Даже в своей критике чуждой ему действительности капиталистического мира он — представитель былого миропонимания. Мамсуров, верный патриархальной этике, с неистовой силой обрушивается на мораль буржуазного мира. В этом и сила, и слабость его критики, как впрочем и Сека Гадиева. Правда, последний трезво исследовал и оценил позднее и патриархальный мир. Этого сделать не смог Мамсуров, если судить по имеющимся произведениям. Оторвавшись от Родины, не зная о новых сдвигах в социально-исторической судьбе осетин, Мамсуров не мог выражать Нафи Джусойты ботать новых идеалов. Для него образцом навсегда остался: патриархальный мир в его идеальной интерпретации. И именно это положение принципиально отличает его от последующих осетинских писателей времени становления национальной литературы (Канукова, Хетагурова, Гадиева и др.) и определяет его место в историко-культурном процессе осетин как выразителя настроений и чаяний осетин дореформенной эпохи.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.