Нажива

Нажива, воровство и обжорство, вероломство и взаимная ненависть («Поедают друг друга, как акулы») стали законом их жизни. Вот в чем источник горя и страданий больного — Родины. От былой славы, мужества, правды, любви к народу не осталось и следа. И неутешное горе больной Родины тем нестерпимей, чем ярче в сознании автора образ Родины, разлуку с которой ои столь искренно оплакал в своих знаменитых «Думах» и «Двух товарищах». Наконец, третью причину он видит в бесчеловечном равнодушии «единоверной» Турции к трагической судьбе мухад- .жиров. «Единоверная Турция» настолько отвратила от себя поэта, что он и потомкам завещает в «Колыбельной песне» «не принять турецкое сердце» («Туркаг заердае ма райе»), помня о том, что в сердце у них «капля крови Кавказской», что они — представители народа, без родины и заступника странствующего по свету (аенаебаестае, аеяаехицау мах дзаегаелдзу каей систаем)» что дума о Родине остается основной в их духовной жизни. «Думы» и «Два товарища» не только увековечили трагедию 1865 года. В них нашли свое выражение самые характерные особенности национального самосознания осетин в дореформенную эпоху. Впервые в поэтическом выражении на родном языке народ заговорил о своей земле как о единой национальной Родине. Впервые трагедия, постигшая часть народа, рассматривается как национальная трагедия. Впервые народ осознал себя обществом людей одной национальной судьбы. Мамсуров не рассмотрел в этом единстве национальной судьбы социальной противоречивости.

Добавить комментарий