Глубоко неудовлетворенный
Глубоко неудовлетворенный приспособленчеством многих сородичей, он создает ряд сатирических по существу стихотворений: «Скупой» («Чъынды лаег»), «Другу» («Мемгар мае»), «Больной и навещающий» («Рынчын аемае рынчын- фаерсаег»), «Счастье» («Амонд»). Наконец, глубокая неудовлетворенность жизнью, траги- гическое ее восприятие привели поэта к религиозно-философским размышлениям о судьбе человека, о суетности мирского существования и, главное, к дидактическому утверждению •своего этического идеала. Возникают стихи с религиозно-философским и дидактическим содержанием: «О, мой бог» («О, мае хуыцау»), «Тишина» («Сабыр»), «Кому-то» («Кэемзе- даер»). Темырболат Мамсуров, несомненно, был человеком искренне верующим. Собственно, и основной причиной ухода с Кавказа в единоверную Турцию послужили его религиозные убеждения. Поэтому естественны в его творчестве размышления о сущности божеской воли, о суетности мирского существования людей, созданных и призываемых к себе богом после мгновенного пребывания их на земле: Живут лишь краткий срок, день один, Чтобы вновь потом предстать перед тобой, («О, мой бог»). Жизнь несправедлива и жестока, — то озаряет судьбу человека мгновенной улыбкой, то бросает его в пучину бедствий. Но в этой мучительной действительности остается единственная надежда — упование на божий суд. Характернейшим для этой логической цепи размышлений является, стихотворение «Тишина». «О, наш мир! Ты велик, Ты нас неустанно волочишь, То колотишь нас об утесы, То греешь нас на солнце.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.