Четвертая часть
Факт последнего времени: в ближайшие годы расходы бюджета на науку увеличатся в два раза. Отрадное явление, свидетельствующее об отходе властей от принципов рыночного фундаментализма. На очереди — достойное бюджетное внимание к художественной литературе. Оно из разряда тех, которые не могут не наступить.
Жизнь показала, что коммерциализация художественной литературы породила особый вид бездуховного, аморального и нехудожественного чтива, в мутных потоках которого утонуло немало поистине настоящих художественных произведений. Самая читающая страна превратилась в считанные годы в не умеющую читать настоящую художественную литературу, довольствующуюся эрзац-поделками. Лишенная поддержки общества и государства настоящая литература влачит жалкое существование, а грязная литература процветает. Я вообще призываю пользоваться
Факт последнего времени: в ближайшие годы расходы бюджета на науку увеличатся в два раза. Отрадное явление, свидетельствующее об отходе властей от принципов рыночного фундаментализма. На очереди — достойное бюджетное внимание к художественной литературе. Оно из разряда тех, которые не могут не наступить.
Жизнь показала, что коммерциализация художественной литературы породила особый вид бездуховного, аморального и нехудожественного чтива, в мутных потоках которого утонуло немало поистине настоящих художественных произведений. Самая читающая страна превратилась в считанные годы в не умеющую читать настоящую художественную литературу, довольствующуюся эрзац-поделками. Лишенная поддержки общества и государства настоящая литература влачит жалкое существование, а грязная литература процветает. Я вообще призываю пользоваться этим определением по отношению ко всякому околитературному чтиву. Потому что грязная литература пишет о грязи человеческих отношений, она грязная по антидуховному и безнравственному содержанию, грязная и по своим целям – она за извлечение прибыли любыми средствами. Она не за нравственное и духовное совершенствование человека, поскольку оно с коммерческой точки зрения неконкурентоспособно и вообще убыточно.
Литература стала мстить. Не писатели, сейчас нет среди нашей братии настоящих борцов за права своего цеха и своих коллег, они разобщены, натравлены друг на друга, что и позволяет чиновникам относиться к ним с тем же уважением, что и к бомжам. Результат мести – беспрецедентное падение общей культуры, нравственности, духовности общества.
К чести В.Путина, он стал, судя по всему, замечать: что-то слишком неладно в его королевстве. Приведу примечательную фразу из последнего послания: «Но, думаю, многие согласятся со мной в том, что, решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех». Как видите, не все с этим согласны, но уже многие считают, что надо опираться на такие ценности, а не торговать ими. Конечно, это исполнено в жанре декларации, руководствоваться ею никто не будет, поскольку и прямые указания президента сплошь и рядом не выполняются. Но есть и прямое указание президента реанимировать издательство «Художественная литература» как государственное, внести предложения по его финансированию. Случилось это по инициативе Юрия Полякова. Будем надеяться, что указание будет выполнено. И еще один вывод тут просматривается: писателям надо воспитывать власть имущих. Не зря же Василий Жуковский воспитывал наследника престола, который потом стал личным цензором и взыскующим попечителем Пушкина.
В этой аудитории нет смысла повторять, что на литературе зиждется многое: и другие виды искусств, и культура в целом, что она формирует критерии общества, духовный и нравственный мир личности. Вначале было Слово, а Слово было Бог – этим всё сказано.
Художественная литература участвовала в формировании того кода, благодаря которому русский человек отличался от нерусского. При этом русским в данном случае не стоит считать только этнически русских, здесь оно мыслится как цивилизационное понятие. В соответствии с ним представители более чем ста народов России называют себя за рубежом русскими и воспринимаются тамошними аборигенами соответственно. Сейчас этот код деформирован, во многом вытеснен чужим кодом называемого приобщения к цивилизованному миру. Нашу уникальную цивилизацию, евразийскую, православно-мусульманскую, русскую, у нее по нашей извечной бесхозяйственности нет даже общепринятого названия, не считают цивилизацией. И призывают нас, у кого двенадцативековая государственность и культура, брать пример с тех, у кого самые древние ценности – винчестеры, из них они отстреливали индейцев, да повозки, на них они завоевывали просторы Дикого Запада.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.