Социальная эффективность
В Японии в силу ее специфики — жестких природных и ресурсных условий, трудоемкого сельскохозяйственного производства — личность была всегда слабее группы, коллектива. Социальная эффективность не могла бы быть достигнута за счет полной свободы отдельной личности. А сама она даже этого и не добивалась, поскольку осознавала непродуктивность подобных действий. Более того, только опора на коллектив, на его возможности давало личности шанс на выживание и процветание. По некоторым оценкам, это обусловлено культурой выращивания риса. При поливном рисоводстве, в частности, огромное значение имеет равное распределение воды по всех полям. Сама ирригационная система предполагает коллективное сотрудничество, высокие моральные стандарты, способности отдавать свое на благо остальных.
Коллективизм или группизм как основа социальной организации постепенно подтачивается реалиями новой структуры производства и функционирования экономики. Но тем не менее остается достаточно сильным генетически. По опросу журнала «Экономисуто», проведенному в 1992 г., японцы ценят свободу личности в два раза меньше, чем американцы и англичане. Даже те, кто покинул родину, признают именно социальную ориенированность личности главной или основополагающей чертой японской культуры.
В христианстве не существует традиции ощущения человеком себя Христом или богом. В буддийской — характерной особенностью медитаций является такое самоуглубление, при котором молящийся начинает ощущать себя божеством, Буддой, растворяя при этом свое «я» во всеобщем, в универсуме.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.