Общественное сознание
Новые ценности внедряются путем формирования стереотипов от нагляднопримитивной пропаганды американского образа жизни в первые послевоенные годы к воздействию на более высоком уровне. Речь идет о широком заимствовании опыта, в частности в области образования, в кино, индустрии развлечения. Причем подчас оккупационные власти директивными указаниями прививали западные ценности, используя самые разнообразные средства. Не без американского влияния получили в стране широкий размах средства массовой информации, играющие важную роль в формировании общественного сознания, его стандартизации. Наряду с образованием они, по выражению К. Волферена, выполняют роль служанки существующей системы в обществе. Безусловно, средства массовой информации нацелены на формирование стереотипов, отвечающих социополитическим установкам правящей элиты. В зависимости от политической конъюнктуры меняется набор стереотипов. Так, в годы борьбы против японоамериканского договора безопасности пропагандировался стереотип «грубого американца», а в годы бурного экономического подъема — исключительности японской нации, умение адаптироваться к новой обстановке, особой моральной энергии японцев, самобытности их культуры, сплоченности.
Содержание стереотипов отчетливо отражает соотношение национальных и заимствованных элементов в сфере психологии, идеологии, социологии и политики в целом в массовом сознании. Особенно это характерно для японцев с веками выпестованными стереотипами поведения, которые стали интегральной частью их сознания. С детства каждый ребенок усваивает готовые схемы и модели поведения. В какой то степени такие стереотипы действуют на уровне подсознания. Этот принцип не разрушили ни преобразования периода Мэйдзи, ни крушение японской империи в середине этого века, ибо они — часть духовной жизни общества, одна из форм его существования.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.