Эстетика бедности
Эстетика «бедности» возникла и утвердилась в Японии в силу объективных условий, в которых находились страна и нация. Скудость природных ресурсов диктовала необходимость формирования таких норм, которые не только бы примиряли с бедностью, но и придавали ей некое очарование и привлекательность. Это в корне отличало японскую эстетическую систему от западной, где богатство форм и роскошь, буйство фантазии, многоцветие, пышность и яркость были и в значительной мере остаются ее позитивными элементами.
Следует отметить, что категория ваби повлияла не только на эс тетические нормы, но и на интеллектуальную сферу, в которой стал цениться тот же скромный подход, созвучие с японской природои, которой существует гармония форм, «неаффектированная простота», по выражению того же Д. Судзуки.
Простота и скромность в конечном счете в социальной и экономической сфере воплотились в категорию «экономности», в умение достигать рациональных целей за счет наименьших затрат. Скромность или, точнее, разумная сдержанность, как этикоэстетическая норма, имела экономический и социальный выход: сравнительно низкая норма личного потребления и высокая норма накоплении играли в японской экономике всегда очень важную роль, особенно в период быстрых темпов экономического роста с середины 50х по середину 70х годов двадцатого столетия.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.