Индивидуальные достижения
По словам Исида, «благодаря этому конкуренция находит свое воплощение в единодушных усилиях. Такого рода конкуренция не свидетельствует о наличии индивидуализма в узком смысле слова, скорее она является основной частью группового конформизма: члены группы ориентируются не на индивидуальные достижения, а на заслуги, добытые благодаря индивидуальному вкладу в достижение цели группы».
Это способствует тому, что значительная часть населения достигает высокого уровня компетенции в своей работе. Процесс этот не одномоментный, а растянутый во времени. Многие поколения все выше поднимали планку мастерства, что породило не только хорошее качество производимых товаров, но и их высокий эстетический уровень. Очевидно поэтому японцы очень критически и требовательно относятся к вещам. Своей репутацией как производителя дешевых некачественных товаров на протяжении почти столетия Япония была обязана прежде всего Западу. Это диктовалось условиями конкурентной борьбы за рынки сбыта и в то же время удовлетворяло стремления иностранцев «получить японскую экзотику» (например, фарфор, которым никогда японцы не стали бы пользоваться, или стилизованное кимоно, которое бы они не надели).
Структурные особенности общества не смогли не сказаться на поведенческих характеристиках японцев, поскольку стереотип поведения людей формируется в процессе их общения между собой на оенрве национальных норм, которые включают правовую и моральноэтическую системы. Для японцев всегда было свойственно опираться не нй юридические нормы, хотя в повседневной жизни они относятся к законам с величайшим уважением, а на социальнопсихологические. Это, вне всякого сомнения, связано с моральноэтическими установками японцев, представляющими собой, как уже говорилось, сплав синтоизма, буддизма, конфуцианства и до некоторой степени христианства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.