Репрессивная культура
Маркузе полагает, что человеку, воспитанному в нормативах и представлениях, настолько трудно представить себе даже контуры его грядущей политик о-эстетической утопии, что говорить о ней он считает возможным лишь посредством художественных образов и аналогий. Общее и лишь примерное направление нерепрессивного развития человеческих чувственно-эстетических способностей с точки зрения контркультуры указывают те психические силы, которые, как утверждает психоанализ, остались неподвластными «принципу реальности»,— эстетические способности художественного воображения и фантазии. Здесь также обнаруживается несовместимость маркузианской утопии с марксистским учением, которое, конечно, не отрицает значения воображения в процессе создания нового общества и нового человека, но подчиняет его научному исследованию тенденций социального развития. Поскольку идея протеста против репрессивного «принципа реальности» безнаказанно может быть выражена лишь на языке искусства, познавательная функция фантазии, согласно Маркузе, обретает себя главным образом в сфере эстетики. В этом смысле задача художественной фантазии и воображения— быть эстетической формой «Великого Отказа», хранить в условиях репрессий память и надежду на возможное счастье и время от времени возрождаться в конфигурациях искусства, причем преимущественно искусства нереалистического, поскольку реализм, согласно этой логике, означает примирение с репрессивной реальностью. Суть критики реалистического искусства с позиций социальной эстетики контркультуры — в отрицании самой художественной формы как репрессивного фактора сублимации. «За эстетической формой лежит подавленная гармония чувственности и разума» *. Выход напрашивается один: ликвидировать автономную художественную форму искусства и «растворить» его эстетический потенциал в самой общественной жизни.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.