Мистическое преклонение перед техникой
Пожалуй, едва ли не самое примечательное во всех этих рассуждениях— чуть ли не, наукой, технологией, материальным производством, которые, как мы уже отмечали, играют в социальной эстетике контркультуры весьма двойственную роль. С одной стороны, это воплощение, можно сказать, материализация социальной репрессии и отчуждения природных чувственно-эстетических способностей человека. С другой — магическая сила, создающая, как по волшебному мановению, материальные предпосылки для «растворения» искусства в жизни и вслед за этим исчезающая и пропадающая без следа. «Уровень современного производства достиг такого развития, когда эстетический этос может стать новым принципом реальности» ,— провозглашает, например, один из молодых американских социологов маркузианской, контркультурной ориентации. Что же касается самого властителя умов протестующей молодежи 60-х годов, то и у него мы обнаруживаем почти аналогичные предсказания. «Техника будет стремиться к тому, чтобы стать искусством, а искусство будет стремиться к тому, чтобы формировать реальность: противоположности между воображением и разумом, высшими и низшими способностями, поэзией и наукой — ничего этого не будет. Произойдет рождение нового Принципа Реальности, при котором новая чувственность и десублимированный научный интеллект соединятся в создании эстетического этоса» К
Ничего более конкретного социальная эстетика контркультуры здесь не предлагает. По сути дела, ее отношение к проблеме технического прогресса и материального изобилия в «постиндустриальном обществе» — убедительный пример того, как сознание леворадикального протеста некритически ассимилирует расхожие постулаты технократического, буржуазно-апологетического мышления.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.