Связь человеческих чувственно-эстетических способностей и социально-предметной деятельности
Есть группа реальностей, попавших в поле зрения Маркса, которые позднее не мог не признать Фрейд,—, а также непосредственно переживаемый факт отчуждения человеческой чувственности в процессе вынужденного труда при капитализме. Для Маркса отчуждение чувственности является одним из аспектов исторического процесса отчуждений, обусловленного определенными условиями производства в антагонистической формации. Марксизм не только анализирует причины отчуждения чувственности, связанные с отношениями частной собственности, но и указывает конкретный путь ликвидации этого состояния: «…Упразднение частной собственности означает полную эмансипацию
всех человеческих чувств и свойств» В отличие от Маркса фрейдизм избегает категорий социального анализа. Если для Маркса противоречие между индивидом и обществом неразрешимо в рамках исторически-определенной капиталистической формации, тогда как в ходе социалистического преобразования общества и создания социалистической культуры и искусства создаются предпосылки для ликвидации этого противоречия и гармонического развития личности, то фрейдизм абсолютизирует репрессивный характер культуры таковой и придает внеисторический смысл этому противоречию, с Культура вообще построена на отказе от первичных позывов» ,— заявляет Фрейд. Причина коренной неудовлетворительности этой фрейдовской теории культуры и искусства — в экстраполяции ситуации отчуждения на культуру и искусство как таковые. Отсюда вытекает и широко известный ригоризм психоаналитической концепции. «Следовало бы ожидать, что постепенно в нашей культуре произойдут такие изменения, которые позволят лучшее удовлетворение наших потребностей и снимут необходимость в ее критике,— пишет Фрейд.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.