Протестантская этика
Согласно этой интерпретации, в основе «» лежит концепция буржуазного индивидуализма, понимаемая как ничем и никем не сдерживаемое проявление личной инициативы, как свободное развертывание активности субъекта— будь то в области экономической конкуренции, политики или культуры. В экономике его продуктом стал буржуа-предприниматель, в культуре — независимый художник-авангардист, чуждый всем социальным условностям. Эти социальные персонажи являются для Белла символическими фигурами; их единство иллюстрирует общее для буржуазии влечение к «новому», а их противоположность указывает на глубокие внутренние коллизии буржуазного миропорядка. Дело в том, что, согласно Беллу, радикальное стремление к «новизне» для буржуазии целиком сконцентрировалось в области экономики, напротив же, в области морали и культуры буржуазия осталась консервативной, поскольку мобилизация сил во время первоначального накопления капитала и в период раннекапиталистического производства вынуждала к самоограничению и воздержанию в соответствии с нормативами «протестантской этики». В этом Белл видит очевидную парадоксальность ситуации: буржуазная культура, выросшая из того же индивидуалистического импульса, выработала в себе с течением времени «ненависть» к буржуазным ценностям. Как бы в противовес обрисованной им кризисной ситуации Белл стремится пояснить свою собственную позицию, которую он в полном соответствии с назидательным морализмом консервативного мышления и выдвигает в качестве некой идеальной этической и эстетической нормы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.