Политико-эстетические утопии контркультуры
Как видно, уже у истоков обнаруживается антиномия труда и удовольствия, которая лежит в основании философской, социологической и эстетической концепции современного левого радикализма. При этом труд оказывается сугубо садистским началом, а удовольствие мыслится лишь как результат бесцельной игровой деятельности, аналогом которой является искусство. Тем самым контркультура фиксирует универсальную ситуацию отчуждения, обусловленную изначальным разделением труда в условиях капитализма, однако не может дать ей научного объяснения. Маркузе, например, пытается разрешить антиномию труда и удовольствия путем иллюзорного «поглощения» ее первого члена вторым, в результате чего все его политические надежды концентрируются на идее «растворения» искусства — то есть удовольствия — в жизни. «Эстетической» реальностью,— пишет Маркузе,— стало бы общество как произведение искусства. Сегодня эта величайшая утопия — радикальнейшая возможность освобождения» После Марксова анализа процесса отчуждения это безусловный шаг назад. Характерной чертой социальной эстетики контркультуры является нормативно-оценочное отношение к чувственности индивида как к единственно «подлинному» и «истинному» в нем. Проблема чувственности здесь имеет мало общего с ее традиционной гносеологической интерпретацией. Чувственность понимается как практическая эстетическая способность, как стихия страстей и эмоций, прорывающихся в мир политики. Во-первых, чувственность индивида расценивается как важный политический фактор: «Новая чувственность есть медиум, в котором изменение общества становится индивидуальной потребностью» ; «новая чувственность становится политическим фактором». Во-вторых, чувственность понимается как эстетический феномен, реализующийся в политической деятельности, подчиняющейся «законам красоты». В этом смысле и образ Орфея приобретает политико-эстетическую окраску и одновременно становится символом десублимированного искусства, растворенного в жизни и являющегося продуктом свободной игры человеческой чувственности. В поисках теоретического обоснования такой трактовки чувственности идеологи контркультуры обращаются к психоаналитической концепции культуры и искусства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.