Специфическая методологическая операция
Уже отсюда видна та, которую позднее Маркузе будет неоднократно совершать: вначале идеолог левых радикалов искусственно сужает значение той или иной эстетической категории и придает ей субъективно-идеалистический смысл, чтобы позднее, указав на очевидную неадекватность такой ее трактовки, столь же искусственно расширить ее значение вплоть до объективно-идеали — стических масштабов метафизического принципа становления бытия. В то же время, на словах протестуя против узкоакадемического истолкования категорий эстетики, Маркузе на деле ограничивает все свои рассуждения феноменологическо-де — скриптивным, художественно-описательным методом, исключающим действенный анализ современного художественного процесса. Прометей — это символ продуктивности, господства над природными силами, это человек разума, навыка и умения, экстравертная личность, «герой» западноевропейской цивилизации. Орфей — во всем антагонист Прометею. Это певец любви и красоты, интравертная личность, эмоциональная душа. Орфей символизирует «эстетизм как жизненный принцип» — мир, красоту, свободу наслаждения, остановку времени, тишину, молчание, ночь, рай, нирвану. «Орфей… не стал героем западной культуры— его образ символизирует игру и удовлетворение, он поет, а не приказывает, его жест великодушен, его деяние — мир, а не ратный труд, он существует вне времени, сближая человека с богом и природой» . Прометей символизирует собой деятельный разум, принуждение и тяжкий труд. Орфей — чувственноэстетическое единение с природой, любование ею, аффективное и эмоциональное существование. По сравнению с Прометеем образ Орфея нереален, фантастичен и чужд западной культуре.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.