Религия и искусство
Одним из первых плацдармов столкновения, точкой пересечения контркультуры и «нового» консерватизма явились проблемы конфликта внутри религиозного сознания, оживление которого, как правило, справедливо связывается с разочарованием в позитивном значении научно-технического прогресса («кризис знания», по Беллу), непознаваемостью для индивида как природных, так и общественных процессов.
Отчуждение личности при капитализме привело, с одной стороны, к дегуманизации как ведущей тенденции осмысления процессов, происходящих в науке и обществе и получающих соответствующее художественное воплощение, а с другой — к по искам синтеза в возрождении иллюзорно целостных, в частности религиозных, концепций, якобы единственно способных спасти человечество от духовного разложения. С этой точки зрения весьма показательна позиция видного французского философа-персоналиста Жан-Мари Доменака. В работе, специально посвященной нападкам на гуманизм в современной культуре, он воссоздает образ дегуманизации, к которой, по его мнению, причастен и целый ряд художественных направлений: «новый роман», «театр абсурда», а также некоторые формы контркультуры. Ж.-М. Доменак верно подмечает, что кризис гуманизма связан с идеологической ситуацией в развитых капиталистических странах. Он исследует и диалектику, по которой гуманизм, начавшийся с отрицания идеи бога и утверждения самоценности человека, ныне подвергается атаке с позиций интеллекта и пытается обрести опору именно в теологических концепциях. А отсюда следует вывод о внутренней противоречивости буржуазного понимания гуманизма: «Если высшие уровни программного анализа объединили свои силы с варварством контркультуры, чтобы провозгласить смерть гуманизма, это значит, что сам гуманизм подошел к еще более серьезному противоречию между провозглашенными им ценностями и разрушительными последствиями его промышленной и военной технологии» Это в определенной мере консервативная позиция.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.