Ортодоксальный психоанализ
Строго говоря, речь в данном случае идет не столько об с его «расшифровкой» произведения искусства как формы изживания сексуальных комплексов, сколько о некоторых современных леворадикальных интерпретациях фрейдизма. Камнем преткновения здесь является изначальная двойственность в учении Фрейда — противопоставление внутри психоанализа медицинской психотерапии и общей теории культуры. Сам Фрейд писал, что «медицина не может претендовать на монополию в психоанализе; с недавнего времени он делает все возможное, чтобы уничтожить эту монополию» !. И действительно, популярность психоанализа на Западе росла пропорционально его отходу от своих первоначальных медицинских задач. Интерес к фрейдизму особенно увеличивается после второй мировой войны и растет вплоть до 60-х годов, когда, по словам Р. Кинга, он превращается в «эрзацрелигию» западной интеллигенции и по популярности напоминает моду на «Закат Европы» пссле первой мировой войны. В этот период появляются разнообразные интерпретации фрейдовской теории культуры и искусства, которые все были так или иначе связаны с изначальной двойственностью в методике и теории психоанализа. Дело в том, что, с одной стороны, терапевтическая задача психоанализа сводится к лечению невротических расстройств в психике индивида, чтобы он мог продолжать функционировать как «здоровый» элемент общественной системы. С другой стороны, в метапсихологии Фрейда невроз получает объяснение не как функциональное заболевание, обусловленное случайными причинами в раннем детстве, а как закономерное следствие подавления первичных внесоциальных чувственных влечений человека в условиях «репрессивной» культуры.Как известно, цензорскую функцию культуры Фрейд считал единственным карантином против разгула деструктивных первобытных инстинктов. Однако — и в этом по крайней мере правы леворадикальные интерпретаторы Фрейда — из фрейдовского рассуждения логично вытекают два противоположных вывода.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.