Идеологические цели апологетики «вернейшего оплота буржуазии»
С критикой полиции дело обстоит сложнее. Так, в фильме «Буллит» Питера Йейтса (1968) и в книге Питера Мааса «Серпико», экранизированной в 1973 году Сиднеем Люметом, полицейский-одиночка, самоотверженно выполняющий свой долг, служит не символом, а антитезой подкупному полицейскому аппарату, покрывающему влиятельных преступников. Это безусловно критика «слева». На первый взгляд лента Дона Зигеля «Грязный Гарри» (1972) сходится с этими картинами в оппозиции героя полиции. Но преступник выбирается совсем иной — убийца-психопат, да еще молодой, вроде бы бунтарь, и мешает его уничтожить не коррупция, а само законодательство — в середине фильма схваченного убийцу отпускают на свободу, так как признался он под пыткой («грязный Гарри» любой ценой должен был узнать, куда он скрыл похищенную девушку, которую, впрочем, все равно спасти не удается) и оружие у него найдено в результате взлома помещения без соответствующего ордера, то есть эти (в глазах зрителя, конечно, неопровержимые) доказательства не имеют силы перед судом. Иначе говоря, закон покровительствует преступнику. И когда в конце фильма герой все-таки его убивает, финальный жест — отказ от полицейского значка — звучит как вызов «несовершенному» законодательству и переход на позиции, в сущности, того же «суда Линча». Однако «грязному» Гарри Каллагэну (в исполнении одного из популярнейших ныне на Западе актеров-режиссеров — Клинта Иствуда) не удалось покинуть ни полицию, ни экраны. Кинопромышленники угадали ту роль в политической борьбе, которую ему и ему подобным суждено сыграть. Все так же оказываясь не в ладах с законом и со своим руководством, этот «неоконсервативный герой», которого иные обозреватели не без основания называют фашистом, придерживается прежних методов, а фигуры его противников обретают подчас и более социально конкретные очертания. В одном из последующих появлений Гарри на экране ему приходится бороться с террористической организацией, преимущественно состоящей из молодых людей, называющих себя «революционерами». Заглавие этой картины «The Enforcer» (1976) обращено к герою как к живому воплощению принципа «to enforce», словарные значения которого представляют собой своеобразную антологию «новой консервативной волны»:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.