Индивидуальное «Я» художника
Поскольку, согласно интерпретации Д. Белла, идейно-художественным «ядром» модернизма является, стремящегося к наиболее яркому самовыражению, постольку критерием оценки того или иного произведения искусства становится не всеобщая эстетическая норма, а индивидуальная и, следовательно, в каждом отдельном случае различная эмоция. Характерно, что в этом Д. Белл в полном соответствии со своими общими консервативными убеждениями усматривает следствие происходящей, по его мнению, с конца прошлого столетия «демократизации культуры», то есть роста приобщенности широких масс к культурно-художественному творчеству. Согласно общим эстетическим представлениям «новых» консерваторов, прежде культурно-духовное единство буржуазной цивилизации достигалось посредством «цементирующего» действия традиционных морально-религиозных норм и прежде всего «протестантской этики». Однако с конца XIX века модернизм разрушает это былое единство: во-первых, утверждая автономию эстетики от морали; во-вторых, переоценивая соотношение между нравственной и эстетической традицией и стремлением к «новизне» в пользу последнего; в-третьих, выдвигая индивидуальное «Я» в качестве главного критерия художественной оценки. Фовизм и кубизм в живописи, символизм в поэзии, в театре, романы Конрада и Лоуренса, трактаты Фрейда и Бергсона— все это расценивается «новыми» консерваторами как отдельные стороны некоего всеобщего модернистского движения. В тематическом отношении модернизм явился, с этой точки зрения, бунтом против социального порядка и утверждением права индивидуального «Я» на безграничное художественное воображение. В плане стилистики им был выработан новый художественный синтаксис, предполагавший «разрушение дистанции» между произведением искусства и аудиторией, отрицание необходимости строгой внутренней структуры художественного произведения, доверие к формам фантазии и воображения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.