Ревизия «левыми» фрейдистами
Это— Вильгельмом Райхом и Реймутом Райхом, Гербертом Маркузе, Норманом Брауном, Бернаром Мюльдорфом и другими — психоаналитической концепции свелась к вульгаризации теории либидо и происхождения неврозов, с одной стороны, и к эклектической, а потому бесплодной. попытке добавления психоаналитического «измерения» в марксизм. Современные левые фрейдисты (как и их предтеча — В. Райх) выдвинули так называемую «генитальную теорию невроза», согласно которой невротическое расстройство является исключительно результатом той или иной формы прямой сексуальной репрессии. «Подавление сексуальности,— писал В. Райх,— ослабляет умственные и эмоциональные способности человека, в частности лишает его независимости, силы воли и способности к критике» . Соответственно с этим все надежды оказались возложенными на «сексуальную революцию». Аналогичная вульгаризация была осуществлена левыми фрейдистами и в стношении проблемы искусства и художественного творчества и их роли в обществе: искусство было объявлено ими не символическим (как у Фрейда) замещением инстинктивных влечений, а их прямым порождением. «Искусство теснейшим образом связано с центральной проблемой жизненной субстанции, с оргазмом. Обычно об этом не говорят или, наоборот, высказывают резкое несогласие, когда делается попытка высокое искусство соединить с такой «низкой» областью, как половая жизнь» — утверждал тот же В. Райх. Хотя основные идеи левого фрейдизма были сформулированы еще в 30-х годах, их подлинно «вторая жнь» оказалась связанной с контркультурой 60-х годов: «Работы, в которых предпринимались попытки охарактеризовать контркультуру — Т. Розак «Создание контркультуры», Ф. Слейтер «Поиски одиночества» и Ч. Рейч «Зеленеющая Америка» — вряд ли могли быть написаны без теоретических основ, заложенных Гудменом, Маркузе и Брауном» .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.