Левый радикализм
Согласно этому теоретику, стремление к свободе заложено в самой структуре человеческих инстинктов, в структуре неотчужденной чувственности индивида. В обществе отчужденного труда человеческая чувственность подавлена и репрессирована: люди воспринимают мир лишь в формах его наличного функционирования, в результате чего существующие общественные отношения воспроизводятся не только на уровне сознания, но и на уровне чувственного восприятия индивида. В силу этих причин «эмансипация чувственности», которая в свою очередь, согласно Маркузе, предполагает изменение формы трудовой деятельности, а еще шире — изменение отношений между субъектом и объектом (человеком и природой) и субъектом и субъектом (человеком и человеком),— выступает в качестве «инстинктивного фундамента» для создания «нерепрессивной культуры». «Радикальная трансформация природы становится интегральной частью радикальной трансформации общества» ,— пишет Маркузе, различая, как и в «Эросе и цивилизации», «внутреннюю» природу человека — структуру его первичных чувственно-эстетических влечений и инстинктов — и «внешнюю» природу— экзистенциальное окружение человека. В связи с этим он проводит дифференциацию самого понятия «освобождение природы», которое принимает форму, с одной стороны, «эмансипации чувственности» («внутренней» природы человека) и создания «новой чувственности», а с другой — восстановления экологического баланса между человеком и его экзистенциальным окружением («внешней» природой). Таким образом, в общей форме идея «новой чувственности» продолжает сохраняться в леворадикальном сознании на Западе и в 70-х годах, что связано в первую очередь с тем обстоятельством, что вызвавшие его на свет социальные и социальнопсихологические причины (прежде всего отчуждение труда и непосредственно-чувственное ощущение этого) продолжают сохраняться и усиливаться в современном буржуазном обществе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.