Восприятие трудовой деятельности как страдания
Маркс же, напротив, показывает, что, а игры — как наслаждения является лишь одной стороной сложного общественного отношения, основывающегося на эксплуатации наемного труда. «Если деятельность рабочего для него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждение и жизнерадостность» Так, вопрос о разрешении противоречия между трудом и удовольствием марксизм связывает с решением вопроса о ликвидации капиталистической эксплуатации и отношений частной собственности. Нельзя не подчеркнуть и то, что сама трудовая деятельность в условиях антагонистической формации представляет собой реальное многообразие тенденций, одна из которых, как это было убедительно раскрыто марксизмом, в своей сущности выражает созидательный, творческий аспект труда — источника как общественного прогресса, так и прогресса в развитии человеческой индивидуальности. Поэтому постулируемое Маркузе противоречие между трудом и удовольствием не является универсальной нормой человеческой деятельности даже в условиях капиталистического отчуждения. Описываемые в этих категориях типы отношения к миру реальны как эмоциональные переживания; когда же они претендуют на статус теоретических конструкций, они не поднимаются над уровнем непосредственно — фетишистского истолкования реальных социальных противоречий. Фактически Маркузе ограничивается тем, что описывает психологические состояния страдающего и протестующего объекта капиталистической эксплуатации. Сравнивая свободный труд с игрой Орфея на кифаре, Маркузе говорит о необходимости придать труду характер внутреннего эстетического самоудовлетворения. Однако в действительности он не может предложить ничего, кроме туманного художественного символа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.