Социальная эстетика контркультуры
Другая отличительная черта в том, что в ее основу в качестве общефилософского и общетеоретического принципа — сознательно или неосознанно— положен антропологический принцип. При этом антропологизм заимствуется не столько из обильно цитируемых ранних произведений К. Маркса или таких его предшественников, как Ш. Фурье или Л. Фейербах, сколько из учений представителей антропологического подхода в современной буржуазной философии и эстетике. Наибольшее влияние на формирование эстетической концепции контркультуры оказал фрейдовский антропологизм. Кроме того, в современном западном художественно-авангардистском сознании отчетливо прослеживаются руссоистско-натуралистические мотивы. В частности, это проявляется в абсолютизации руссоистской идеи отчуждения. «Это не просто отчуждение определенных групп индивидов в обществе в силу экономических причин, как учат некоторые течения в политической мысли. Это отчуждение всех индивидов от предполагаемых добродетелей природы, фактически — от Эдема или Рая на земле; поэтому, например, когда «Ливинг-театр» провозглашает стремление вернуться к Раю — немедленно, это, помимо прочего, выглядит вполне в духе руссоизма» В свое время ироничный Вольтер жестоко высмеял «естественного человека» Руссо и «естественное состояние» — это предполагаемое «счастливое детство человечества». Эхо этого смеха, случается, звучит и сегодня в работах некоторых критиков контркультуры и мешает им разобраться в действительных проблемах, ее породивших. А ведь натуралистическая идея человеческой «природы» нередко служит у левых радикалов способом критики тотального господства отношений частной собственности, стремящихся подчинить себе и внутренний мир человека. В этом смысле натурализм контркультуры приобретает антиманипулятивный аспект, становится обоснованием надежды на то, что где-то «в глубине» человеческой «природы» сохраняется неразложимое ядро, неподвластное социальной манипуляции извне.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.