Новая рациональность
Итак, переход к проблеме «» Маркузе обосновывает как будто бы чисто логической закономерностью: тотальность эмансипации предполагает освобождение как чувственности индивида, так и его сознания. Между тем необходимость последней в 60-х годах отвергалась контркультурой, поскольку любая форма рациональности в соответствии с установками «левого» фрейдизма рассматривалась как репрессивно-сублимированное, «заидеоло — гизированное», а стало быть, и извращенное сознание. По этой причине и предлагалось идти глубже — к бессознательным (то есть неподвластным методам рационализированной манипуляции) пластам психики. Следовательно, логическая закономерность переноса внимания с «новой чувственности» на «новую рациональность» в действительности оказывается отказом от многих первоначальных принципов социальной эстетики контркультуры и сознания протеста в целом. На самом же деле за провозглашенной Маркузе логической закономерностью идейной переориентации по л итико-эстетических представлений левого радикализма скрывается вполне реальная историческая эволюция движения протеста на Западе. Уже в 1972 году бывший лидер леворадикальной организации «Студенты за демократическое общество» Т. Гитлин имел немало оснований заявить: «Организованное радикальное движение 60-х годов распалось и исчезло» . Со своей стороны Маркузе, подводя итог политическим и идейным битвам 60-х годов, признал провал и истощение самого политико-эстетического принципа контркультуры протестующей молодежи и интеллигенции и констатировал переход западного общества к новой фазе — «превентивной контрреволюции».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.