Социально эстетическая утопия «нерепрессивной культуры»
Результатом и явилась несостоятельная в теоретическом плане и дезориентирующая силы антибуржуазного протеста в плане практическом. Наконец, в самой концепции «новой чувственности» и «нерепрессивной культуры» со временем обнаружились внутренние разрушительные силы, которые обусловили серьезную корректировку и даже пересмотр эстетики контркультуры в 70-х годах. В первую очередь эта трансформация коснулась понимания теоретиками контркультуры центральной для их эстетической концепции проблемы — вопроса о роли искусства в общественной жизни. Социально-эстетические идеалы орфической «новой чувственности» и утопия «нерепрессивной культуры» с выпестованной ею идеей превращения искусства в «форму реальности» должны быть расценены как средоточие эстетики контркультуры 60-х годов. Эти мотивы оказались центральными как в непосредственно-стихийном, «практическом» сознании молодежного протеста, так и в обосновывающей его политической и эстетической теории левого радикализма тех лет. В протестующем сознании социально-культурного авангардизма многие из этих моментов сохранились и в 70-х годах. Но наряду с этим, начиная с рубежа нового десятилетия, указанные политико-эстетические представления контркультуры начинают все в большей степени претерпевать существенные изменения, связанные как с теоретической, так и практической эволюцией самой контркультуры. Как ни парадоксально, но в 70-х годах по многим кардинальным вопросам эстетика контркультуры переходит на позиции, противоположные тем, которые она занимала в 60-х годах. Особенно наглядно эту противоречивую эволюцию, включающую элементы отказа и преемственности, можно проследить на примере того же Маркузе. В своей книге «Контрреволюция и бунт», написанной в 1972 году, Маркузе, с одной стороны, как будто бы продолжает развивать идеи эмансипации индивидуальных чувственно-эстетиче — ских способностей и природных влечений как способа ликвидации социальной репрессии в ее левофрейдистской интерпретации. «Индивидуальная эмансипация чувственности является началом или даже основой всеобщего
освобождения,— утверждает он,— свободное общество зарождается на уровне инстинктивной потребности» К
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.