Воспитание молодежи
Причем в качестве главной цели как, так и самого художественного творчества выдвигается задача социализации индивида, но не путем самораскрытия его личного нравственного и эстетического потенциала, а посредством «вчувствования» в некую моральную «истину». Решение всех социальных проблем видится консерватору в морально-религиозной «реконструкции» человеческого духа — в том числе и средствами искусства, главной социальной функцией которого, таким образом, оказывается «внедрение» индивида в репрессивную общественную систему и «примирение» с ней. Роль искусства в общественной жизни здесь фактически исчерпывается вульгаризацией его социализирующей функции. Тем самым представления консерваторов об общественной роли искусства оборачиваются утилитарным редукционизмом, существенно ограничивающим не только диапазон художественного творчества, но и направленность эстетического восприятия. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли реальные корни этих представлений и объяснили их возрождение в современных формах действительными отношениями в рамках буржуазной общественно-экономической практики. «Представляющееся совершенно нелепым сведение всех многообразных человеческих взаимоотношений к единственному
отношению полезности,— отмечали основатели марксизма,— эта по видимости метафизическая абстракция проистекает из того, что в современном буржуазном обществе все отношения практически подчинены только одному абстрактному денежно-торгашескому
отношению» В то же время нельзя не видеть, что такого рода реакционно-«просвещенческие» установки консервативного сознания, истоки которых были раскрыты марксизмом, полны духом теократизма, а также сожалений по поводу того, что современная западная культура и искусство слишком уж погрязли, как выражается современный американский консервативный теоретик Джефри Харт, в «буржуазном эмпиризме» и стали «глухи» к истинам христианства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.