Категорический отказ молодежи Запада от любой формы сотрудничества с «системой»
Оно во многом объясняется социокультурным контекстом, создающим ощущение «всемогущества» буржуазной идеологии, ибо «система» обладает главным козырем — господствующим положением в капиталистическом обществе. А контркультура, хотя и антиимпериалистическая по своей направленности, но лишь косвенно связанная с подлинно революционными силами, с борьбой рабочего класса, в лучшем случае может претендовать только на периферийное существование. Сама ограниченность сферы действия лишает ее элемента угрозы для существующих порядков. Этот аспект легко проследить на примере американского «подпольного» искусства. Его эволюция от прогрессивных политических выступлений, протеста против войны во Вьетнаме до экспериментальных произведений, хотя и ранее составлявших его основу, но в конце 50-х— 60-е годы как бы отступивших на второй план, весьма показательна. Сам термин «подпольное искусство», получивший широкое распространение именно в период формирования и подъема контркультуры, был порожден попыткой отмежеваться от «системы». «Подпольные» формы включали печать (периодику и отдельные издания), театральные, кинематографические и музыкальные выступления. «Подполье» не случайно лишь косвенно затрагивало изобразительные искусства и музыкальный авангард, которые в ходе эволюции модернизма уже неоднократно проходили путь от декларируемой антибуржуазности к официальному признанию. Тенденция к тотальному отрицанию художественного образа, достигшая апогея (хотя апогея ли?) в «живописи действия», в саморазрушающихся. Особенно ярко взаимодействие альтернативных тенденций художественного процесса проявилось в эволюции поп-арта, отразившего важные стороны мироощущения людей, находящихся под постоянным давлением «культурной индустрии» . Английский критик Лоуренс Эллоуэй, впервые употребивший этот термин «поп-арт» еще в середине 50-х годов, так определял истоки движения: «Мы обнаружили, что нас объединяет туземная культура, существующая независимо от каких бы то ни было специальных интересов или стилей в искусстве, архитектуре, дизайне или художественной критике, присущих каждому из нас. Общую сферу давала городская культура массового производства: кино, реклама, научная фантастика. Мы не испытывали свойственной большинству интеллектуалов неприязни к стандартам коммерческой культуры, принимали ее как факт, детально обсуждали и с энтузиазмом потребляли» .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.