Контркультура, в теории
Она весьма созвучная принципам «живописи действия» (коль скоро она переносила акцент с самого произведения на процесс его создания), на практике парадоксально приобщилась к поп-арту, выступившему против изоляционизма, характерного для влиятельных направлений буржуазной эстетики (в частности, для такого видного ее представителя, как Герберт Рид) и художественной деятельности (в особенности абстрактного экспрессионизма). Представители движения протеста не без оснований усмотрели в поп-арте возможность демократизации воздействия искусства и подрыва господствующей культуры как бы изнутри, на ее же собственной территории. Однако, при всей ироничности по отношению к буржуазной «массовой культуре», доходящей подчас до неприкрытого издевательства, поп-арт — порождение этой культуры, сохраняющее известную автономию именно благодаря унаследованной от модернистской традиции скульптуры и живописи обособленности от широкой аудитории. Поэтому при перенесении его принципов в «подпольное» искусство, в особенности в кино, что и было осуществлено Энди Уорхолом, оппозиционность быстро оборачивалась «рекуперацией». Не случайно именно картины Уорхола и Поля Морисси «Плоть» (1968) и «Мусор» (1969) вывели этот кинематограф из «подполья» на простор коммерческого экрана, продолжив линию «Связного». Здесь можно было найти в основном внешние атрибуты «вольной жизни» интеллектуальной элиты в контакте со столь же пограничным миром люмпенов. Зрителя были призваны привлечь и экзотика в сочетании в объективистской манерой повествования и эротические моменты. Постоянное движение из «подполья» к «системе» и формирование новых, «еще более оппозиционных» группировок легко можно проследить почти в каждом виде искусства. В музыке это и коллизия «Битлз», довольно быстро принятых истеблишментом, с более жесткими «Роллинг Стоунз» и «Фронт освобождения рока», возникший в начале 70-х годов в противовес коммерциализации этой формы музыкальной культуры В театре сходные процессы затронули миграцию трупп по «маршруту» офф-офф-Бродвей — офф-Бродвей — Бродвей . А принадлежность к более или менее глубоко «подпольному» слою сама по себе еще не свидетельствовала о преобладании социально активных элементов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.