Свободное развитие чувственно-эстетических способностей
Здесь Маркузе готов даже признать, что индивида связано с изменением условий и самого качества человеческой трудовой деятельности. Решение проблемы общественно-исторического характера чувственности — проблемы, которая для Фрейда существовала только как противопоставление чувственности индивида социокультурному принуждению,— Маркузе хочет связать с решением проблемы свободного труда. Но как? «Освобождение чувственности,— отвечает он,— создаст новые трудовые отношения» Итак, для Маркузе не преобразование общественной структуры, не процесс революционного изменения капиталистических отношений собственности — основа для освобождения человеческих чувств и способностей, но, напротив, преобразование чувственности индивида, формирование у него «новой чувственности» — предварительная и обязательная пред посыл ка изменения условий труда. Такая трактовка вопроса в корне противоречит марксизму. Маркузе стремится обнаружить в трудовой деятельности некий неразложимый чувственно-инстинктивный элемент, реконструировать систему общественных отношений таким образом, чтобы «оприродить» труд, превратить его в род чувственно-инстинктивной, полубессознательной деятельности, обладающей к тому же эстетической самоценностью. Маркузе хотел бы видеть в свободной трудовой деятельности род инстинктивной чувственно-эстетической аффектации, более сильной, чем архаические влечения чувственности. Поскольку же в соответствии с исходными посылками психоанализа противоречие между «принципом реальности» и «принципом удовольствия» истолковывается в терминах пансексуализма, то и разрешение проблемы отчуждения чувственности социальная эстетика контркультуры видит в так называемой «эротизации труда».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.