Влияние заимствованных фрейдистских компонентов
Оно приводит в эстетике контркультуры к тому, что социально-историческая детерминация искусства и форм художественного творчества изображается как извращение и искажение некой подлинной чувственно-эстетической природы человека. Поэтому исследование «противоестественного» с этой точки зрения, социально-отчужденного содержания психологии художественного творчества становится разнозначным изучению того, насколько репрессивной цивилизации удалось исковеркать и переиначить психику «естественного человека», «прирожденного художника» — Орфея. Такого рода натуралистический редукционизм свойствен не только эстетике контркультуры, но и всему современному леворадикальному сознанию. Вместе с тем натурализация человеческой природы и противопоставление чувственности индивида его духовно-рациональным способностям возникает в социальной эстетике контркультуры не случайно: в идеалистической и метафизической форме здесь отражаются факты, которые были глубоко осмыслены Марксом в категориях отчужденного художественного творчества и шире — в категориях эксплуатации и отчуждения всей трудовой деятельности. В частности, Маркс показал механизм «натурализации» человеческой природы на примере отчуждения труда рабочего в условиях капитализма. Маркс описывает отчужденный труд как форму внешней, вынужденной деятельности, не принадлежащей сущности человека, служащей не удовлетворению потребности в труде, а являющейся средством удовлетворения иных — «естественных» — потребностей человеческого организма. Вследствие этого человек только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе общественного труда он чувствует себя оторванным от своей собственной человеческой сущности. «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д.,— а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.